Что такое терапевтическое сообщество?

Упоминания «терапевтического сообщества» в журнале «Нарколог» за 2002 год

С самого начала, как только появился «Дом Надежды», мы работали по методике, называемой методика «терапевтического сообщества». Термин только сейчас, кажется, начинает набирать обороты. А еще лет пять назад, кажется, он вообще мало был на слуху. Помню, создавая предыдущую версию нашего сайта, я обнаружил только две ссылки на более-менее толковые материалы, которые объясняли, что же это за зверь такой, «терапевтическое сообщество», и с чем его едят.

Тем более интересно было увидеть упоминания о «терапевтическом сообществе» в профильном журнале «Наркология» за аж 2002 год, когда работа центров социальной реабилитации в нашей стране была в зачаточном состоянии. Центров было крайне мало. У нас, на Северо-Западе, действовали два сравнительно крупных и известных уже тогда центра помощи наркоманам, «Бетель» и «Новая жизнь». Лишь двумя годами позднее, в 2004 году стартовала работа «Доброго самарянина» — сети центров реабилитации с центром в Санкт-Петербурге. С чьей помощью, позднее, появился и наш Дом Надежды.

Итак, журнал «Наркология». Статья под названием «Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами» (далее ПАВ).

терапевтическое сообщество в журнале Наркология

Позволю себе некоторые цитаты из статьи:

Мировая практика показывает, что для реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ успешно применяются программы, базирующиеся на принципах «терапевтических сообществ» (De Leon G, 1997). В общем, такого рода терапевтические сообщества определяются как свободная от ПАВ среда, где люди с проблемами зависимости живут вместе, организованным и структурированным образом, готовясь к предстоящей жизни без ПАВ во внешнем обществе. В настоящее время терапевтические сообщества для наркоманов образуют спектр более чем из 500 резидентских программ (то есть со стационарным пребыванием). Из них наиболее известны программы Daytop Village, Phoenix House, Getway House.

Ага, вот они, упоминания принципиальных отличий такого рода подхода к помощи наркозависимым. Перечислим:

  • Это свободная от ПАВ среда. Очень важное условие, и труднореализуемое в обычного рода медицинских учреждениях. Кто не слышал историй о том, что наркотики проникают куда угодно — и в тюрьмы, и в армию, и собственно в наркологические диспансеры. Где, к сожалению, всё оказывается очень даже доступно для пациентов. Вот почему в центре и досмотр личных вещей при поступлении, и цензура переписки, и отсутствие мобильных телефонов на руках у пациентов. Да-да, все это делается совсем даже не зря. Среда должна быть свободна от наркотиков, это, как мы видим, первое и очень важное условие. Ну а при работе с тем контингентом, с которым мы работаем, надо понимать, отсутствие наркотиков в центре не происходит само собой. Это результат определенных мер порядка и дисциплины.
  • Живут вместе, организованным и структурированным образом. Еще одно важное отличие подобных программ. Речь не идет о просто стационаре, где тебя кормят, делают процедуры, но по большей степени ты предоставлен сам себе. Нет, вся жизнь сообщества структурирована и организована, не только питание, но по большому счету абсолютно все сферы жизни так или иначе упорядочены. Логика простая: проблема зависимости слишком многогранна и ее крайне непросто искоренить из жизни человека. Поэтому всё, что происходит в жизни и быте терапевтического сообщества, должно помогать избавлению. Просто обязано, грубо говоря, лить воду на нашу мельницу, а не на мельницу устоявшихся наркоманских привычек. В результате отсекается все лишнее. Контакты с внешней средой — даже с родственниками и друзьями. Просмотр телевизора, прослушивание радиопередач. Опять же — это не произойдет само собой, с помощью того или иного «метода лечения». Это некий образ жизни, среда, атмосфера, которая формируется в центре, и к которой приобщаются реабилитируемые.

Следующая цитата:

И терапевтом, и учителем в ТС становится само сообщество, побуждающее следовать законам своего функционирования каждого новичка. ТС состоит из людей, равных друг другу, а штатный персонал выполняет роль проводника в процессе выздоровления.

  • И терапевтом, и учителем становится само сообщество. Запомните этот важный принцип работы терапевтического сообщества. К сожалению, российское общество в своей массе еще достаточно слабо ориентируется в том, что и каким образом может оказать действенную помощь зависимым людям. Есть определенные стереотипы, есть ожидания, с которыми люди ищут помощи. Собственно говоря, такой спрос рождает соответствующее «предложение». В результате чего немалое количество предлагаемых услуг на рынке помощи наркозависимым людям — это помощь психологов. Иногда и у нас спрашивают: а есть ли у нас врачи? Если ли психологи в штате? Дело в том, что методика этого не предполагает. Вообще не предполагает, от слова «совсем». А ведь это та самая методология, которая в общемировой практике признается наиболее эффективной в помощи наркозависимым людям.
  • Состоит из людей, равных друг другу. То есть нету «профессионалов», которые приходят и натаскивают неких «учеников» в том. Вернее «профессионалы» есть — но они на равных живут вместе с подопечными. Участвую в создании атмосферы, формируя среду и выстраивая образ жизни сообщества по новым лекалам. И роль их очень даже корректно описана в следующем предложении:
  • Штатный персонал выполняет роль проводника в процессе выздоровления. В точности так оно и есть. Наши «проводники» — это люди, сами прошедшие этим путем. Впитавшие и понявшие изнутри атмосферу Дома Надежды. Способные эту атмосферу воссоздавать вокруг себя. Помогать формировать ее в коллективе, в сообществе. Ну а уже само сообщество несет функции «обучения». Когда люди, видя и чувствуя некий особый, «правильный» для их положения образ жизни, располагаются к нему, перенимают его. И если подходят к этому с усердием — то смогут когда то его воспроизвести и дальше. За пределами центра реабилитации.

терапевтическое сообщество в процессе реабилитации

Интересная статья, интересные мысли. Точные, ясные формулировки. Слава Богу за мудрых людей, которые прошли какие то пути до нас, и оставили нам хороший опыт, который можно перенимать, и которому можно учиться.


Читайте также: